досуг

Абсолютный слух

  • Культура

    30 янв в 13:00Выпуск от 30.01.2025
    ср, 22 янв
    20:45
    Выпуск от 22.01.2025

    Сюжеты: музыка Николая Каретникова - бескомпромиссного представителя советского послевоенного авангарда - редко звучала в концертных залах при жизни композитора. То, что его творчество находилось в немилости у руководства страны, вовсе не удивительно, ведь основой композиторского стиля Каретникова служила додекафония. Творческое наследие композитора, ушедшего из жизни в 1994 году, разнообразно - это оперы и балеты, симфонические, хоровые и камерные произведения, духовные песнопения, а также музыка для многочисленных театральных постановок, кинолент и мультфильмов; в наши дни женщины-виолончелистки играют почти во всех оркестрах наравне с мужчинами. Но так было не всегда. Первой женщиной, осмелившейся посвятить свою жизнь виолончели, была француженка Элиза Кретьен, выступавшая под красивым итальянизированным псевдонимом Лиза Кристиани. Преодолев общественные предрассудки и благодаря своему таланту Лиза Кристиани покорила музыкальный мир; ансамбль музыкантов, играющих на пяти медных духовых инструментах, носит название брасс-квинтет. Если обратиться к многовековой истории музыкального искусства, то такой оригинальный состав исполнителей сложился относительно недавно. По некоторым данным брасс-квинтет появился на рубеже ХХ века, и одним из тех, кто помог становлению жанра, был музыкант-любитель по имени Виктор Владимирович Эвальд. Он хорошо играл на виолончели, был активным участником беляевского музыкального кружка и автором нескольких сочинений, в том числе и для брасс-квинтета.

    чт, 30 янв
    13:00
    Выпуск от 30.01.2025

    Дмитрия Бортнянского, самого знаменитого русского композитора конца XVIII - начала XIX веков, называли "невским Орфеем". В течение десяти лет он стажировался в Италии, а, вернувшись в Россию, занял должность капельмейстера, а затем и директора Придворной певческой капеллы. Композитор работал в различных жанрах, но особенно его прославили духовные хоровые концерты. Написанный им духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" долгое время был неофициальным гимном Российской империи. Балет - прекрасный вид искусства. Зрителей восхищает красота и грация балерин, изящество и сила балетных премьеров, прихотливые хореографические узоры кордебалета. И, конечно же, публика всегда аплодирует, когда на сцену выходят дети. Именитые хореографы часто занимали в своих постановках воспитанников балетных школ. Почетное место уделял детям и великий Мариус Петипа. Как говорят, "детей и животных переиграть очень трудно" и это правда - можно сказать, что дети на балетной сцене порой могут оказаться серьезными конкурентами для прим и премьеров, ведь их появление во взрослых спектаклях всегда вызывает зрительский восторг. Кайхосру Сорабджи - один из самых загадочных композиторов ХХ столетия. Родившись в Великобритании, он унаследовал свое необычное имя от отца - тот был выходцем из Индии. Сорабджи прожил почти целый век, а его наследие состоит по большей части из фортепианной и органной музыки. Для исполнения некоторых опусов требуется много времени - они длятся по несколько часов. В своем творчестве он вдохновлялся как европейской, так и восточной музыкой и даже оккультными учениями… Многие годы Кайхосру Сорабджи вел жизнь затворника и запрещал исполнение собственных сочинений. Этот запрет он снял только за несколько лет до смерти.

О передаче

Музыкальный тележурнал, рассчитанный на широкую аудиторию, которой могут быть интересны самые разные музыкальные жанры и направления - от классики до популярной песни. Каждая программа состоит из нескольких сюжетов. История той или иной партитуры, рассказ о композиторах, исполнителях, постановщиках, история создания музыкальных шедевров, любопытные особенности музыкальных инструментов, премьеры и провалы прошлых лет, юмор профессиональных музыкантов - об этом и многом другом и пойдет речь.

Ведущий

Геннадий Янин

Страна и год

Россия

Другие развлекательные передачи