Библейский сюжет
Культура
29 янв в 16:45•Леонид Чупятов "Покров Богоматери над осажденным городом"ср, 22 янвВ 1932 году она была удостоена высшей литературной награды Германии - премии Генриха Клейста - "за вечные ценности её поэзии, не уступающие бессмертным творениям величайших немецких мастеров". Нацистская пресса отозвалась так: "Мы считаем, что чисто еврейская поэзия Эльзы Ласкер-Шюлер к нам, немцам, никакого отношения не имеет". В апреле 33-го нацисты избили Эльзу железными прутами. Ей было 64 года, она еле добралась до вокзала и уехала, даже не зайдя домой. "В Цюрих я прибыла окровавленная. Я лежала шесть ночей у озера: не было никого, кто бы меня знал". Полиция задержала её за бродяжничество. Был суд, и тут только поняли, кто она. Немцы-эмигранты помогли ей устроиться, а швейцарцы поставили её антифашистскую пьесу. Потом её стали приглашать в Палестину, потом началась Вторая мировая война, она осталась на Святой земле. "Одна из величайших поэтесс, каких знала Германия", как после скажут о ней, ходила по улицам Иерусалима бедно одетой старушкой. Немецкий язык был там негласно запрещен. Ей было трудно выступать, печататься, но она стала писать стихи Богу. "...Привычна мне ночная мгла. / Любовь как дар я миру принесла, / Чтобы вдохнуть биенье жизни в плоть. / Бессонницей себя я извела, / Но каждый вдох мой охранял Господь".
ср, 29 янвОб этой картине пишет в своих "Воспоминаниях" о блокадном Ленинграде Дмитрий Сергеевич Лихачёв: "Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. Тёмный ленинградский двор колодцем, вниз уходят тёмные окна, ни единого огня в них нет; смерть победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива ещё, но у неё нет силы зажечь коптилку. Над двором, на фоне тёмного ночного неба - покров Богоматери... Богоматерь наклонила голову и с ужасом смотрит вниз, как бы видя всё, что происходит в тёмных ленинградских квартирах, и распростёрла ризы... Надо, чтобы эта картина не пропала. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было".
сб, 1 феврОб этой картине пишет в своих "Воспоминаниях" о блокадном Ленинграде Дмитрий Сергеевич Лихачёв: "Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. Тёмный ленинградский двор колодцем, вниз уходят тёмные окна, ни единого огня в них нет; смерть победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива ещё, но у неё нет силы зажечь коптилку. Над двором, на фоне тёмного ночного неба - покров Богоматери... Богоматерь наклонила голову и с ужасом смотрит вниз, как бы видя всё, что происходит в тёмных ленинградских квартирах, и распростёрла ризы... Надо, чтобы эта картина не пропала. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было".
О передаче
Обращение великих художников к Библии никогда не заканчивалось только иллюстрацией того или иного сюжета Вечной Книги. Оно всегда предполагало личное осмысление. Художник выбирал библейскую историю, чтобы рассказать о себе, о своем времени, чтобы глубже постичь смысл происходящего. Попытка по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей.