ХX век
Культура
Завтра в 11:10•"Особняк на улице Графтио. Федор Шаляпин". Документальный фильм. 1967ЗавтраВступительное Слово - Сергей Буланов, музыковед, отв. редактор журнала "Музыкальная жизнь". Великий Шаляпин! Певец, Художник, Артист... Всё, что стало с ним в жизни, он сделал сам. Родился в бедствующей крестьянской семье, которая в поисках лучшего заработка бесконечно переезжала с места на место, видел битой мать, которую любил, и сызмальства пытался заработать "рублик", чтоб помочь. Никакого профессионального образования не получал, университетов не заканчивал. Абсолютный самородок! Господь наделил его множественными талантами, человеческой мощью и посылал его судьбе сведущих в искусстве людей, которые не могли не заметить в нем искру Божию и помогали ему в становлении... Он приглашается в частные театры в Казани, Уфе, в "Мамонтовскую" оперную труппу, потом солирует на прославленных сценах императорских театров - Большого и Мариинского, гастролирует в Ла Скала, Аргентине, Метрополитен-опера. В первые 15 лет ХХ века выдающийся оперный бас становится кавалером Ордена Почетного легиона (Франция), удостаивается звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества короля Италии и короля Англии. В 1918 году Шаляпину, первому в революционной России присвоено звание Народного артиста Республики... Признание, восхищение, слава сопровождали певца до конца жизни. Ушел он в 1938 году, был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, на надгробной плите было начертано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской". Однако страна Советов после отъезда певца за границу отказалась от своего сына, лишив его звания и права въезда на территорию СССР. Постановление это от 24 августа 1927 года действовало вплоть до 1991 и было наконец официально отменено как необоснованное спустя 53 года(!) после смерти великого художника...Последние годы в России, с 1914 по 1922, Шаляпин жил в Санкт-Петербурге в доме на Пермской улице (позднее переименована в улицу Графтио).
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие - Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж - личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
Вступительное Слово - Сергей Буланов, музыковед, отв. редактор журнала "Музыкальная жизнь". Великий Шаляпин! Певец, Художник, Артист... Всё, что стало с ним в жизни, он сделал сам. Родился в бедствующей крестьянской семье, которая в поисках лучшего заработка бесконечно переезжала с места на место, видел битой мать, которую любил, и сызмальства пытался заработать "рублик", чтоб помочь. Никакого профессионального образования не получал, университетов не заканчивал. Абсолютный самородок! Господь наделил его множественными талантами, человеческой мощью и посылал его судьбе сведущих в искусстве людей, которые не могли не заметить в нем искру Божию и помогали ему в становлении... Он приглашается в частные театры в Казани, Уфе, в "Мамонтовскую" оперную труппу, потом солирует на прославленных сценах императорских театров - Большого и Мариинского, гастролирует в Ла Скала, Аргентине, Метрополитен-опера. В первые 15 лет ХХ века выдающийся оперный бас становится кавалером Ордена Почетного легиона (Франция), удостаивается звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества короля Италии и короля Англии. В 1918 году Шаляпину, первому в революционной России присвоено звание Народного артиста Республики... Признание, восхищение, слава сопровождали певца до конца жизни. Ушел он в 1938 году, был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, на надгробной плите было начертано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской". Однако страна Советов после отъезда певца за границу отказалась от своего сына, лишив его звания и права въезда на территорию СССР. Постановление это от 24 августа 1927 года действовало вплоть до 1991 и было наконец официально отменено как необоснованное спустя 53 года(!) после смерти великого художника...Последние годы в России, с 1914 по 1922, Шаляпин жил в Санкт-Петербурге в доме на Пермской улице (позднее переименована в улицу Графтио).
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие - Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж - личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
вт, 21 янвВступительное слово - Михаил Жебрак, краевед, телеведущий.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи - Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко - он был кузеном жены Мамонтова - и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
Вступительное слово - Михаил Жебрак, краевед, телеведущий.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи - Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко - он был кузеном жены Мамонтова - и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
О передаче
Знаковые программы отечественного телевидения, интервью, документальные фильмы. Взгляд из века XXI на важнейшие события века прошедшего.