ХX век
Культура
Сегодня в 00:50•"Праздник оперетты. Имре Кальман". 1982ВчераВступительное слово - Михаил Жебрак, краевед, телеведущий.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи - Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко - он был кузеном жены Мамонтова - и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
СегодняВступительное слово - Ю. Веденеев, н. а. РСФСР. Красочное телевизионное действо посвящено 100-летию со дня рождения выдающегося композитора, "Короля оперетты" Имре Кальмана. Дмитрий Шостакович считал его гением! Творчество великого Мастера жанра принадлежит всему миру и любимо во всём мире... Учась в Академии музыки в Будапеште, Кальман предполагал сочинять серьезную музыку, однако свое истинное призвание нашел в жанре музыкальной комедии. Премьера его первой оперетты состоялась 22 февраля 1908 года. Успех был ошеломительным. "С тех пор Имре считал високосные года счастливыми для себя". Пишут, что в жизни Кальман был "меланхолик и пессимист", но в музыке он раскрылся как удивительно светлый и оптимистичный человек, который создал "почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений". Прожил он драматичную и творчески насыщенную жизнь. Его биография легла в основу книги писателя Юрия Нагибина, по которой в 1985 году режиссер Д. Палашти снял советско-венгерскую художественную ленту "Загадка Кальмана"... Сегодня вы приглашены на праздничный бал, где встретятся персонажи лучших оперетт композитора. Все они станут героями нового необычного представления, в котором прозвучат коронные арии из "Марицы", "Принцессы цирка", "Сильвы"... В фильме заняты ведущие артисты Театра оперетты: С. Варгузова, Ю. Веденеев, В. Шишкин, К. Кузьмина, А. Маркелов, Л. Черных, С. Лейферкус, С. Менахин... Сценарий писателя З. Паперного, режиссер-постановщик Ю. Богатыренко.
ЗавтраВступительное слово - Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала "Сцена".
Николай Павлович Акимов - народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, - Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это - видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет! В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
Вступительное слово - Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала "Сцена".
Николай Павлович Акимов - народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, - Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это - видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет! В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
О передаче
Знаковые программы отечественного телевидения, интервью, документальные фильмы. Взгляд из века XXI на важнейшие события века прошедшего.