ХX век
Культура
Завтра в 11:15•"Бастион на Неве". Документальный фильм. 1962чт, 23 янвВступительное слово - Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала "Сцена".
Николай Павлович Акимов - народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, - Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это - видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет! В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
ЗавтраВступительное слово - предполагается Юрий Никифоров или Алексей Исаев, военные историки.
В основу этого фильма легли документальные кадры, снятые военными операторами Ленинградского и Волховского фронтов. Эта лента - обращение от имени павших и живых к своим потомкам, ко всем людям мира, помнить, какой ценой выстоял Ленинград в 872-дневной блокаде, сорвав приказы Гитлера, гласившие: "Ленинград должен быть превращен в развалины, его население уничтожено… город должен быть лишен ценности для жизни и обороны путем уничтожения водопроводных станций, складов, источников энергий и света …". 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург на левом берегу Невы, а сама крепость "Орешек" героически оборонялась 500 дней, не позволив врагу перебраться на правый берег Невы. С оккупацией Шлиссельбурга было окончательно прервано сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Два с половиной миллиона человек оказались в кольце блокады, из них 400 тысяч детей и 500 тысяч солдат Красной Армии. Их самоотверженность в смертельной схватке с оккупантами, в стремлении спасти своих родных, соседей, знакомых, сохранить любимый город показали всему миру непокоренную волю ленинградцев вопреки ужасающим нечеловеческим испытаниям. Их подвиг беспримерен в истории Второй мировой войны. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а полностью город был освобожден 27 января 1944 года…
Вступительное слово - Григорий Петушков, правнук композитора, проректор РТУ МИРЭА.
Анатолий Новиков - композитор, хоровой дирижер, педагог, народный артист СССР, орденоносец, лауреат Государственных премий. Весь свой талант Анатолий Григорьевич "направил на развитие советской песни, которая воспевала трудовые и ратные подвиги народа". Все его творчество связано с традициями русского фольклора. Он был "всё из тех же мужицких титанов", что выросли "из русской земли". В детстве он пел в церковном хоре, музыкальное образование получил в Рязанской учительской семинарии, а затем - в Московской народной консерватории. Вернувшись в Рязань, организовал профессиональный хор. Увлекшись театром, брался за музыкальное оформление спектаклей, пробовал себя в музыкальном театре, пел в оперетте и… занимался сочинительством собственных музыкальных произведений. В 1921 году А. Новиков поступил в Московскую государственную консерваторию (класс композиции Р. М. Глиэра). Параллельно с учебой руководил хоровым кружком клуба курсантов артиллерии особого назначения, затем в этой же должности работал в клубе Академии им. Фрунзе, в ЦД Красной Армии… Он создал в частях Московского гарнизона военные оркестры, хоры и "получил негласный статус "всеармейского запевалы". И все-таки главным делом его жизни было сочинение музыки. Анатолий Григорьевич автор нескольких кантат, сюит, хоровых произведений, рапсодий для духовых оркестров, музыки к спектаклям, фильмам, музыкальным комедиям и, конечно, песен! Будучи талантливым мелодистом, он создал их великое множество, среди которых "Смуглянка", "Эх, дороги…", "Вася-Василек", "Родная сторона", "Родина моя", "Баллада о русских мальчишках", "Байкало-Амурская магистраль" … В фильме-концерте композитор рассказывает о своей творческой судьбе. Принимают участие нар. арт. РСФСР А. Розум, засл. арт. РСФСР А. Покровский, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии им. А. В.
Александрова, Государственный Московский хор…
О передаче
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.