Земля людей
4 канал
Сегодня в 21:00•Уильта. Память - мой райСегодняРаньше их называли ороками... Уильта - это самоназвание этноса на родном языке: "олений народ". Правда, язык этот знают сегодня единицы: уильта вообще осталось мало! Пожалуй, это самый малочисленный народ Сахалина. Возможно, ещё и поэтому уильта так берегут наследие предков. Директор Поронайского краеведческого музея Елена Кимура вспоминает, как ещё девочкой ходила в море вместе с отцом: "Когда долго просишь папу взять тебя с собой - а он: ты ещё маленькая... И вдруг однажды: собирайся! Это был такой щенячий восторг; моим не расстающимся с гаджетами детям этого не понять - очень жаль". А оленевод Анжела Мувчик и вовсе признаётся: "Память - это мой рай, из которого меня невозможно изгнать".
Саамы - народ немногочисленный, но самобытный. Взять хотя бы саамский футбол: где ещё увидишь женщин, играющих на болоте в мяч из оленьей шкуры, да к тому же в старинных сарафанах? Оленевод Полина Харыбина гордится тем, что её хозяйство - единственное на Кольском полуострове, где вычёсывают оленей, тем самым помогая им пережить линьку. Саамы - не только оленеводы, но и прекрасные рыбаки. Ихтиолог Виталий Сапельников, к примеру, признаётся, что свою первую кумжу поймал в 7 лет, а ведь эту рыбку непросто вытащить даже взрослому! Но рыбачить у саамов можно далеко не везде. На Сейдозеро раньше отправлялись, только чтобы принести жертву, иначе может рассердиться могущественный Куйва. Говорят, он и поныне охраняет окрестности озера, во всяком случае, его гигантское изображение прекрасно видно на одной из скал.
ЗавтраОленные чукчи - в отличие от береговых - с самого детства живут в тундре: многие здесь и родились. Жизнь в тундре с оленями подчинена сезонному расписанию. В тёплое время года оленеводы отправляются на "летовку" - вместе со стадом перекочёвывают поближе к морю: там попрохладней, больше корма и меньше гнуса. А женщины остаются в стойбище: забот здесь хватает... Поддерживать порядок в яранге, следить за очагом, запасать и готовить пищу: с учётом того, что холодильников и прочей бытовой техники в тундре нет. Сотовой связи - тоже. С посёлком общаются исключительно по рации... Если что-то нужно - например, картошка или жерди для новой яранги - привезут на вездеходе. Здесь, на Чукотке они по сути заменяют маршрутки. Ветеран оленеводства Григорий Ракылым сетует: мол, чукотские женщины нынче уже не те - вот раньше, бывало, чумработница даже с медведем могла управиться! Однако героини нашего фильма своим примером доказывают обратное... С медведями, по счастью, им сегодня воевать уже не приходится - но трудностей хватает и без этого; тем не менее чукчи прекрасно с ними справляются и живут, признаться, счастливей многих.
О передаче
Этнография - венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает все народы, все человечество в его прошлом и настоящем. Этой заповеди, сформулированной русским этнографом Львом Штернбергом, и старается следовать группа проекта "Земля людей" во всех своих экспедициях в далекие российские регионы. На территории России проживает более ста девяноста народностей, что открывает большие возможности для масштабного исследования средствами визуальной антропологии и этнографии.