ХX век
Культура
Сегодня в 00:45•"У Никитских ворот". 1987вт, 1 октВступительное слово - Александр Калмыков, н.а. России, профессор Московского государственного института культуры, сценарист, продюсер, педагог.
Молодое, динамичное, бесстрашное искусство цирка, как и любое другое искусство, тесно связано с историей и жизнью страны. Фильм рассказывает о становлении и развитии советского цирка в годы первых лет советской власти, гражданской войны, Великой Отечественной, оптимистичных послевоенных лет… Воссоздать это сложное и противоречивое время помогает уникальный кино-фотоархив, щедро используемый авторами. Создатели фильма демонстрируют, что советский цирк, приобретя новые, свойственные только ему черты, остался верен лучшим традициям дореволюционного отечественного цирка. Искусство цирка пришло в Россию в 17 веке: бродячие иностранные артисты демонстрировали ловкие трюки и веселили народ. В 18 веке в труппы стали собираться и русские артисты. Первые стационарные цирки появились в России в 19 веке. "Первопроходцами" стали братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины - они открыли цирк в Пензе, потом в Саратове. В Петербурге стационарный цирк был торжественно открыт в 1877 году. Итальянец Чинизелли смог уговорить Александра Второго выделить под строительство цирка землю на набережной Фонтанки. Цирк этот существует и по сей день под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (или Цирк на Фонтанке). Московский цирк на Цветном бульваре был создан в 1880 году. Его основатель Альберт Саламонский был известен и как устроитель первых цирковых представлений для детей. На представления в цирк захаживали Лев Толстой, Александр Блок, Павел Флоренский… После революции цирки стали государственными, и первым из них стал цирк на Цветном бульваре.
В 20-30 годы в советской России появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов цирка, ставшая первым в мире государственным цирковым училищем… Надо отдать должное авторскому коллективу фильма - они представили огромное количество первоклассных цирковых трюков разных лет, исполнителями которых стали цирковые артисты, известные не только в нашей стране, но и "на всех пяти континентах: В. Дуров, Карандаш, Волжанские, О. Попов…", а также множество выступлений других артистов, без чьих головокружительных номеров и преданности своему искусству не было бы и сегодняшнего цирка. Авторы сценария фильма В. Васильев, И. Сахарова, А. Левин.
СегодняВступительное слово - Марк Розовский, народный артист РФ, художественный руководитель театра "У Никитских ворот". Фильм посвящен переломному моменту в существовании известного и любимого москвичами театра-студии "У Никитских ворот". Основан этот театр был в 1983 году Марком Розовским - известным театральным деятелем, драматургом, сценаристом, режиссером, обладающим огромным творческим потенциалом, энергией и темпераментом. Розовский создал любительский театр-студию с интересным репертуаром и талантливым коллективом единомышленников - людей разных профессий, возрастов, бесконечно преданных театральному искусству. Вот что Марк Григорьевич рассказывает о своей творческой судьбе: "Я работал в БДТ, во МХАТе, делал кино, написал и издал 25 книг... Я - ученик Товстоногова, работал бок о бок и душа в душу с Олегом Николаевичем Ефремовым, который, кстати, мне очень помог, как и Товстоногов. Эти вещи не прошли даром. Они предварили мой театр". 1987 год стал переломным для "любимого детища" Марка Григорьевича. Его театр стал участником двухлетнего театрального эксперимента, в ходе которого любительский театр должен был перейти на "рельсы профессионального театра, работающего на полном хозрасчёте (!)". Именно этому архисложному, драматичному периоду в жизни театрального коллектива и его руководителя посвятил свой фильм известный режиссер-документалист Алексей Симонов. Зрители увидят, как артисты покидают обжитые стены Дома медицинского работника, в котором счастливо просуществовали 4 года. Создатели фильма помогут нам попасть "в мир закулисья", услышать искренние рассуждения артистов театра об их новом житье-бытье, почувствовать боль и тревогу людей, меняющих привычное течение жизни... Опережая ход событий, скажем, что коллектив театра "У Никитских ворот" и его руководитель Марк Розовский с честью выдержали все испытания, не потеряли своего зрителя и только отточили грани своего мастерства.
В 1991 году театру был присвоен статус государственного... В фильме принимает участие художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский. О своей работе говорят также художественные руководители театральных коллективов, вступивших в эксперимент, - руководитель Экспериментального театра-студии Вячеслав Спесивцев, руководитель Театра на улице Чехова Михаил Щипенко, руководитель театра "На досках" Сергей Кургинян.
ЗавтраВ 12 лет будущего лауреата Нобелевской премии по физике "исключили из кронштадтской гимназии за неуспеваемость". Так, не скрывая, пишет Пётр Капица в автобиографии. А в 35 лет, в 1929 году, он уже - действительный член Королевского Английского общества. Такой чести удостаивались только выдающиеся учёные. В Англии Капица жил с 1921 года, куда был отправлен на стажировку по ходатайству своего учителя Абрама Иоффе - "отца советской физики". Блестящая защита докторской диссертации в Кембридже в 1923 году обеспечивает ему высочайший авторитет в научной среде. Великий английский физик Эрнест Резерфорд отныне называет Капицу "экспериментатором от Бога". Хотя сначала Резерфорд не принимал русского учёного в свою переполненную уже Кавендишскую лабораторию, и только остроумный вопрос, заданный молодым ученым гению-физику, определил дальнейшую судьбу Капицы. Специально для Петра Леонидовича при Кембриджском университете в 1933 году построили отдельную современную лабораторию - Мондовская. Жизнь в Англии благоприятствовала не только научным достижениям. Он обрёл вторую семью после трагической гибели первой в России. Но в 1934 году, приехав в Ленинград для чтения лекций, как Капица делал в последние два года, он уже не смог вернуться в Англию. Решением Совета народных комиссаров СССР его назначают директором Института физических проблем, который должен был быть создан в конце года. В конце 70-х, когда делался этот фильм, невозможно было говорить правду: что фактически знаменитого физика насильно оставили в СССР, что оказавшись в Ленинграде без семьи, без своей лаборатории, без общения (старые знакомые избегали встреч с ним, жгли его письма), Капица мучительно переживал этот период. В марте 1935 года он напишет жене: "Мне все больше и больше кажется, что я совсем одинок, и не будет удивительно, если меня растерзают и заклюют, но всё же не могу изменить свою позицию. Оказывается, меня не так-то легко запугать. Я боюсь только одной вещи… - это щекотки, и пока меня не начнут щекотать, я не сдам позиции". Сохранять чувство юмора даже в самых драматичных ситуациях было в духе Капицы, о чем рассказывают в фильме его ученики, коллеги. "Жизнь - непостижимая штука. Я думаю, люди никогда не сумеют разобраться в человеческой судьбе, особенно такой сложной, как моя", - писал Пётр Леонидович. Авторы этой документальной ленты рискнули распутать этот сложный клубок событий жизни великого учёного и легендарного человека. В фильме участвуют: Пётр Капица, профессор Игорь Раткевич, один из первых выпускников МФТИ, академик Андрей Боровик-Романов, английский физик Дэвид Шёнберг, академик Юлий Харитон.
О передаче
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.